О.В. Ембулаева
Аннотация: В статье сообщается об актуальности религиоведческого экспертного исследования, а также о преимуществах комплексного подхода, включающего также специальные знания в области психологии и лингвистики; перечисляются практически значимые результаты комплексных исследований речевого материала, полученного правоохранительными органами в ходе оперативно-разыскных мероприятий.
Ключевые слова: религиоведческое исследование, религиоведческая экспертиза, комплексная судебная экспертиза, экстремистские материалы, террористическая деятельность.
Сведения об авторе: Ембулаева Ольга Владимировна, эксперт-психолог ООО «Саратовское экспертное бюро», проходящая обучение в магистратуре по направлению «Религиоведение» в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского; 88452-201368.
Экспертная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», действие которого распространяется также на негосударственные экспертные организации, а также рядом внутриведомственных нормативных актов (например, Методические рекомендации Генеральной прокуратуры РФ «Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды» № 27-19-99 от 29.06.1999 г.; Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждены приказом Минюста РФ № 346 от 20.12.2002 г.).
Современный социокультурный контекст характеризуется сложными межконфессиональными отношениями, что приводит к возникновению многочисленных религиозных течений и группировок. Соответственно, определение характера религиозной или нерелигиозной направленности организаций, выявление роли религиозных объединений в формировании культуры межрелигиозного диалога обусловливают всё большее значение и востребованность религиоведческой экспертизы для оценки данных общественных объединений (подробнее см.: [Орлов, Кутырева 2017]).
За последнее десятилетие, помимо широко известных мусульманских организаций «Движение Талибан», «Аль-Каида», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», возникли многочисленные новые группировки («Хайят Тахрир аш-Шам», «Джебхат ан-Нусра», «Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад» и др.), многие из них признаются экстремистскими, террористическими, а их деятельность попадает под запрет.
В связи с этим актуальной задачей для правоохранительных органов является определение принадлежности граждан, попадающих в их поле зрения, к той или иной религиозной организации (в качестве сторонников, активных участников).
Следует отметить, что в таких случаях наиболее полное исследование материалов возможно при комплексном подходе, сочетающем специальные знания в области религиоведения, лингвистики и психологии (для корректной трактовки высказываний; оценки характера коммуникативного поведения – выражения в высказываниях одобрения и оправдания какой-либо организации, деятельности). Данную идею поддерживают современные исследователи и специалисты в области судебной экспертизы [Зинин, Майлис 2001; Кроз, Ратинова 2009; Орлов, Кутырева 2017].
Комплексный подход реализован в экспертной практике сотрудников ООО «Саратовское экспертное бюро», куда в период с 2015 г. по 2018 г. из правоохранительных органов поступило более тридцати материалов, полное и всестороннее исследование которых требует проведения комплексной психолого-лингвистической и религиоведческой экспертизы (исследования).
Как правило, материалом для исследований служат данные оперативно-разыскных мероприятий относительно осуществления одним лицом действий, направленных на вовлечение другого лица в совместную деятельность, – чаще в подготовку к отъезду на территорию Сирии для участия в деятельности МТО (международной террористической организации). При этом сотрудниками правоохранительных органов в распоряжение экспертов предоставляются переписка указанных лиц, а также файлы, содержащие аудио- и видеозаписи.
При анализе высказываний лиц, исповедующих ислам, привлекаются специальные справочные источники (например: [Али-заде 2007, Прозоров 1991]), а также методическая литература, освещающая современное состояние ислама (например: [Добаев и др. 2013; Патеев 2013; Шагавиев 2014]).
В рамках подобного рода исследований перед экспертом-религиоведом ставится вопрос о принадлежности фигуранта дела к какому-либо религиозному течению, а также о поддержании им идеологии конкретной религиозной организации (группы, движения). Перед экспертом-психологом и экспертом-лингвистом ставятся вопросы о позиционировании фигурантом себя как сторонника какой-либо террористической или экстремистской организации (группы, движения); о коммуникативном намерении данного лица вовлечь либо склонить собеседника к участию в деятельности какой-либо организации (группы, движения); о выражении одобрения и оправдания деятельности какой-либо террористической или экстремистской организации (группы, движения); а также о наличии признаков психологического воздействия.
Использование комплексного подхода для ответов на указанные вопросы предоставляет возможность получить следующие результаты экспертного исследования:
– выявить такие проявления, совокупность которых позволяет установить идеологические взгляды лица, попавшего в поле зрения правоохранительных органов (как правило, данные лица относят себя к такому направлению в исламе как сунниты салафиты, либо сунниты ваххабиты);
– выявить особенности речевого поведения фигуранта, которые позволяют идентифицировать его как сторонника какой-либо организации («Исламское государство», «Аль-Каида», «Хайят Тахрир аш-Шам», «Движение Талибан», «Таблиги Джамаат»), а также трактовать его высказывания как содержащие одобрение и оправдание деятельности указанной организации;
– установить наличие признаков психологического воздействия со стороны фигуранта с целью вовлечь (склонить) своего собеседника к участию в организации, признанной террористической или экстремистской на территории РФ (при этом чаще всего используются методы убеждения, внушения и манипуляции личностно значимыми для собеседника обстоятельствами);
– определить основные коммуникативные намерения лица, попавшего в поле зрения правоохранительных органов (как правило, главным намерением данных лиц является привлечение собеседника на свою сторону, склонение его к вступлению в ряды террористической или экстремистской организации; при этом нередко фигурант пытается сформировать у собеседника позицию относительно религии – ислама, аналогичную собственной).
Подобный комплексный подход демонстрирует свою эффективность при анализе материалов оперативных разработок, позволяет ответить на интересующий следствие вопрос, и тем самым помогает правоприменителям принять верное решение при квалификации деятельности как экстремистской либо террористической.
Список источников:
- Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. 400 с.
- Добаев И.П., Добаев А.И., Гаджибеков Р.Г. Радикализация ислама в Российской Федерации. М., Ростов-на-Дону, 2013. 332 с.
- Зинин А.М., Майлис Н.П. Научные и правовые основы судебной экспертизы / Моск. акад. МВД России. М., 2001. 205 с.
- Кроз М.В., Ратинова Н.А. Психолого-лингвистическая оценка смысловой направленности ксенофобских материалов // Актуальные вопросы комплексной психолого-лингвистической экспертизы. Калининград, 2009. С. 71-80.
- Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений. М., 2007. 472 с.
- Орлов М.О., Кутырева И.В. Институт религиоведческой экспертизы в современном обществе: социально-философские и правовые основания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12-1 (86). С. 133-135.
- Патеев Р.Ф. Социально-политические аспекты деятельности исламистских групп в контексте проблем разработки методологии экспертного анализа материалов с признаками экстремизма // Материалы Всеросс. научно-практ. конференции «Проблемы методологии экспертизы материалов с признаками экстремизма» (Казань, 14-15 ноября 2013 г.). Казань, 2013. С. 91-98.
- Петрова К.Ю., Орлов М.О. Религиоведческая экспертиза: типология, методология, проблемы // Аспирантский вестник Поволжья. 2017. № 3-4. С. 70-73.
- Прозоров С.М. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. 315 с.
- Шагавиев Д.А. Религиозные течения и группы в исламе. Набережные Челны, 2014. 294 с.
©
22.04.2019