В последние годы количество водных судов на акваториях рек нашей страны стремительно увеличивается, в том числе, растет флотилия маломерных судов, а вопрос регулирования движения судов по акваториям становится все более актуальным.
В нашем регионе, несмотря на широту волжских просторов, учащаются происшествия с участием водного транспорта: их столкновения, наезды на препятствия (в том числе, на находящихся в воде граждан). В этой связи у контролирующих органов, организаций, а также граждан возникают вопросы, решение которых требует специальных познаний, а именно, участия эксперта для проведения исследований и высказывания компетентного мнения по спорным ситуациям. С целью решения возникающих вопросов назначается водно-транспортная экспертиза либо исследование, если речь идет о досудебном урегулировании спорной ситуации.
Понятие «водно-транспортная экспертиза» на современном этапе развития данного вида экспертиз является неустоявшимся, также применяются названия: «водно-техническая экспертиза», «техническая экспертиза по делам на водном транспорте», «экспертиза водного транспорта». При этом сама суть экспертизы не меняется, фактически это установление истины в спорных вопросах, возникающих в ходе эксплуатации водного транспорта. Объектом исследования может являться как само водное транспортное средство и среда его эксплуатации (акватория озер, рек, морей и прочие водные пути), причинно-следственные связи, так и установление соответствия реальных действий (с технической точки зрения), нормам и правилам, установленным законодательством при осуществлении судоходства на внутренних водных путях.
Исходя из общепринятой классификации судебных экспертиз, предложенной доктором юридических наук, профессором Шляховым Александром Романовичем, данная экспертиза относится к классу судебных инженерно-транспортных экспертиз, являясь отдельным самостоятельным родом экспертиз наряду с входящими в этот же класс автотехнической, авиационно-технической и прочими инженерно-транспортными экспертизами.
Вопросы, решаемые в рамках производства водно-транспортной экспертизы, условно можно разделить на три большие группы.
В первую группу входят вопросы, связанные с оценкой стоимости водно-транспортных средств. Это прежде всего независимая оценка водной техники и стоимости восстановительного ремонта, что необходимо как при решении судебных споров, так и при проведении гражданско-правовых сделок при купле-продаже, оформлении залога, страховании и прочих имущественных сделках.
Во вторую группу входят вопросы, связанные с техническим состоянием водно-транспортных средств, условиями и безопасностью их эксплуатации. В данном случае эксперты определяют наличие дефектов и повреждений в корпусах судов, причины их возникновения, причины неисправностей двигателей и других узлов и агрегатов судна, механизм образования имеющихся повреждений, отвечают на вопрос, носят ли данные повреждения производственный или эксплуатационный характер, устанавливают причинно-следственные связи.
В третью группу входят вопросы регулирования отношений, возникающих в процессе эксплуатации водно-транспортных средств между их собственниками, а также между собственниками и государственными регулирующими организациями. Наиболее часто возникает необходимость решения вопросов, относящихся к правилам плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Данные вопросы включают в себя безопасность движения, маневрирования, соблюдение скоростного режима.
Назначение водно-транспортной экспертизы производится в соответствии с общими требованиями законодательства к назначению судебных экспертиз.