💬В прошлых публикациях мы рассказывали о том, какими способами один из родителей может формировать у своего ребёнка негативный образ другого родителя, и какие признаки родительского воздействия видит эксперт у такого ребёнка.
⚠Важнейшую роль в выявлении признаков психологического воздействия играет анализ речевого поведения ребёнка в ходе исследования. Речь ребёнка очень удобно сопоставлять с ходом и результатами выполнения диагностических методик, с данными наблюдения за его поведением и эмоциями, а также с данными материалов дела – в них могут содержаться документы из других источников с пояснениями ребёнка по поводу сложившейся семейной ситуации.
✅За десятилетия работы с детьми мы отметили некоторые их речевые особенности, которые могут указывать на наличие психологического воздействия. Рассмотрим примеры ниже.
⃣ Ребёнок в беседе называет отдельно проживающего родителя по имени или по фамилии, иногда — «бывшим» (например, «мой бывший папа»).
⃣ Среди характеристик, которые ребёнок даёт родителю, встречаются такие: «Злой, потому что выгнал нас» (6 лет), «Плохой, потому что обижал маму» (7 лет), «Я его не люблю, и мама его не любит» (4 года), «Мы его боимся, и не открываем дверь» (5 лет), «Он такой был всегда». При этом наряду с подобными фразами ребёнок может давать родителю и положительные характеристики, с удовольствием рассказывать о времяпрепровождении с ним.
⃣ Ребёнок осведомлён о сложившейся семейной ситуации и вовлечён в неё: «Папа на нас в суд подал» (6 лет), «Мама хочет меня забрать» (9 лет), «Папа подружился с другой тётей, а мы об этом не знали» (5 лет), «Папа – предатель, он нас предал» (6 лет).
⃣ Другие негативные сведения, которые ребёнок сообщает о родителе, но при этом сам их не понимает и затрудняется пояснить: «Папа получил оригинал моего свидетельства о рождении» (5 лет), «Мама своего нового мужа тоже выгонит и другого заведёт» (8 лет). Подобные высказывания не соответствуют речевому портрету детей данных возрастных периодов.
⃣ Заметно, когда ребёнок самостоятельно противопоставляет родителей друг другу, давая одному из них исключительно положительные, ярко выраженные характеристики, а другому – полностью противоположные, негативные.
➕Также эксперт обращает внимание на темп речи ребёнка, соответствие его высказываний обсуждаемой тематике, тон голоса, степень эмоциональной включённости в сообщаемую информацию.