КАК ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ РАЗРУШАЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ?

❓Один из самых частых вопросов в экспертизах детско-родительских отношений касается психологического воздействия на ребёнка со стороны родителей.

⚠От наличия признаков воздействия в анализе системы семейных отношений зависит очень многое. Важно понимать, почему ребёнок негативно относится к одному из родителей: из-за личного опыта общения с ним или в результате ориентации на позицию другого родителя?

❗Часто бывает так, что даже условно “хорошие” родители, – любящие, грамотные, внимательные, – своими действиями при разводе формируют у детей тяжёлый внутриличностный конфликт. Как?

📦Рассмотрим несколько “живых” примеров из практики.

💡Дано: родители развелись, ребёнок остался жить с мамой, но регулярно общается с папой, и лично, и по телефону. Всё идёт хорошо, но проходит месяц, два, три, – и ребёнок почему-то начинает “охладевать” к папе. Уклоняется от встреч с ним, неохотно отвечает на звонки. 

Что происходит за кулисами в таких семьях❓

💬Эпизод 1. Когда папа звонит или приходит – мама немного меняется. Она ничего не говорит, но становится беспокойной, раздражительной, грустной. В эти моменты она соприкасается со своими отрицательными чувствами к бывшему супругу – обидой, разочарованием, а порой и злостью. Мама не знает, что ребёнок, как сканер, “считывает” её состояние по внешнему виду, голосу, поведению. И вот в голове ребёнка формируется логическая цепочка: “звонит папа – с мамой что-то не так”.

💬Эпизод 2. Утро. Мама убеждает ребёнка: “С папой нужно общаться”, “Папе нужно звонить”. Вечером того же дня мама обсуждает на кухне с подругой / сестрой свой неудавшийся брак, негативные стороны характера и поведения бывшего мужа. Их дети играют в соседней комнате, и, периодически бегая на кухню за конфеткой, ловят отрывки взрослой беседы. У ребёнка возникает внутреннее непонимание: “Зачем мне общаться с папой, если он такой плохой?”.

💬Эпизод 3. После развода мама так опустошена и растеряна, что, дабы не навредить ребёнку, она и вовсе не затрагивает тематику папы в разговорах. При этом ребёнок продолжает общаться с папой. Так в семье растёт эмоциональное напряжение – тема папы под запретом, говорить о папе дома не принято, делиться эмоциями от встреч нельзя.

👤Таких эпизодов множество, но суть у них одна. Происходит воздействие на ребёнка, которое способствует формированию у него негативного образа одного из родителей.

В следующей публикации мы рассмотрим виды родительского воздействия на детей🗣