В отношении несовершеннолетних обвиняемых:
1. Имеются ли у ФИО признаки отставания в психическом развитии, если да, то в чём конкретно они выражаются?
2. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности ФИО, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли ФИО сознавать фактический характер и значение своих действий и руководить ими?
3. Имеются ли у ФИО индивидуально-психологические особенности, которые могли в существенной степени повлиять на характер его поведения в исследуемой ситуации?
В отношении свидетелей и малолетних потерпевших:
1. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности ФИО, его психологическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли ФИО адекватно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?
2. Имеются ли у ФИО признаки повышенной внушаемости?
3. Имеется ли у ФИО склонность к повышенному фантазированию?
В отношении потерпевших и подозреваемых (обвиняемых) по делам о сексуальном насилии:
1. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности ФИО, его психологическое состояние, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог(ла) ли ФИО правильно воспринимать происходящие события, совершаемые с ним (с ней) действия, сознавать их характер и значение?
2. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и содержание исследуемой ситуации, был(а) ли ФИО в состоянии оказывать сопротивление?
3. Какие индивидуально-психологические особенности ФИО могли существенно повлиять на его(её) поведение в исследуемой ситуации?
4. В каком психологическом состоянии находился(лась) ФИО в исследуемой ситуации и каким образом его(её) психологическое состояние могло повлиять на его(её) поведение?
* Примечание: В отношении несовершеннолетнего обвиняемого также рекомендуется ставить следующий вопрос:
5. Имеются ли у ФИО индивидуально-психологические особенности, которые могли оказать существенное влияние на его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
В отношении личности обвиняемого:
1. Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
* Примечание: при назначении экспертизы необходимо указывать, какие конкретно психологические качества интересуют следствие или суд.
В отношении преступной группировки:
1. Учитывая индивидуально-психологические особенности перечисленных лиц (указать их ФИО), а также обстоятельства совершенного ими деяния (конкретизировать), кто из них мог быть лидером преступной группировки?
Определение наличия состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний:
1. Находился ли ФИО в момент совершения противоправных действий в состоянии физиологического аффекта?
2. Находился ли ФИО в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на характер его поведения в исследуемой ситуации?
3. Имеются ли у ФИО индивидуально-психологические особенности, которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Об авариях на транспорте и на производстве:
1. Находился ли ФИО в момент совершения инкриминируемого ему деяния в психологическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения им профессиональных функций?
2. Учитывая индивидуально-психологические особенности и психологическое состояние ФИО, был ли он способен, правильно оценить ситуацию (или её элементы), принять правильное решение и реализовать его?
Посмертная психологическая экспертиза:
1. В каком психологическом состоянии находился ФИО в период, предшествующий самоубийству (смерти)?
2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать, какими именно) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
Психологическая экспертиза фонограмм и видеозаписей:
1. Имеются ли в тексте допроса (или иного следственного действия), зафиксированного на аудио (видео) записи от (дата) признаки психологического воздействия на ФИО со стороны допрашивающего либо третьих лиц?
2. В каком психологическом состоянии находился ФИО во время производства (указанного следственного действия)?
3. Имеются ли у ФИО склонности к повышенному фантазированию и повышенной внушаемости?
* Примечание: Вопросы 1 и 2 могут решаться по видеозаписи (без очного присутствия лица на исследовании). Для ответа на вопрос 3 необходимо проведение экспериментально-психологического исследования личности фигуранта.
В случае необходимости постановки дополнительных вопросов, предварительной оценки материалов, проконсультируйтесь напрямую с экспертами-психологами Бюро по телефону 8 (8452) 20-13-68.