Несмотря на относительную новизну судебной психологической экспертизы (в сравнении с другими видами экспертиз), в настоящее время она широко востребована, особенно, в области исследования детско-родительских отношений.
Согласно ФЗ от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», адвокат, представитель или другие участвующие в деле лица имеют право присутствовать при исследовании в рамках гражданского судопроизводства.
Многие адвокаты, опираясь на данную норму закона, настаивают на своём присутствии при беседе с подэкспертным. Обсудим ряд возникающих нюансов.
Экспертиза – это процессуальное действие. Присутствие законного представителя, психолога, педагога необходимо лишь при опросах, допросах несовершеннолетних в рамках следственных действий.
Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы ребёнка (родители) могут вмешиваться в ход беседы, пытаться вести аудио-, фото- или видеофиксацию процесса исследования, что недопустимо
Для получения наиболее объективной информации эксперту-психологу необходимо установить доверительный контакт с подэкспертным. Когда за беседой наблюдает кто-либо ещё, контакт устанавливается дольше и труднее, а зачастую – вообще невозможен
В присутствии кого-либо из родителей (других родственников, адвокатов мамы или папы) ребёнок чаще всего корректирует свои высказывания о членах семьи, старается умалчивать о том, что легко мог озвучить наедине с экспертом.
По закону, никто не имеет права присутствовать при составлении экспертом заключения. А беседа с подэкспертным является составной частью заключения. Мы не хотим нарушать закон