Вопросы, решаемые в рамках психологической экспертизы по уголовным делам

symbol в отношении несовершеннолетних обвиняемых:
1. Имеются ли у несовершеннолетнего N признаки отставания в психическом развитии, если да, то в чем конкретно они выражаются?
2. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности N, а так же конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли подэкспертный сознавать фактический характер и значение своих действий и руководить ими?
3. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли в существенной степени повлиять на характер его поведения в интересующей следствие ситуации?

symbol в отношении свидетелей и малолетних потерпевших:
1. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности подэкспертного, его психологическое состояние, а так же конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли подэкспертный адекватно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?
2. Имеются ли у подэкспертного признаки повышенной внушаемости?
3. Имеется ли у подэкспертного склонность к повышенному фантазированию?

symbol в отношении потерпевших и подозреваемых (обвиняемых) по делам о сексуальном насилии:
1. Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенности N, его психологическое состояние, а так же конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, мог ли потерпевший правильно воспринимать происходящие события, совершаемые с ним (с нею) действия, сознавать их характер и значение?
2. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности и содержание исследуемой ситуации, была ли подэкспертная в состоянии оказывать сопротивление?
3. Какие индивидуально-психологические особенности N могли существенно повлиять на ее поведение в исследуемой ситуации?
4. В каком психологическом состоянии находился(лась) потерпевший в исследуемой ситуации и каким образом его психологическое состояние могло повлиять на его поведение?
В отношении несовершеннолетнего обвиняемого рекомендуется ставить следующий вопрос:
5. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли оказать существенное влияние на его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?

symbol в отношении личности подэкспертного:
1. Имеются ли у обвиняемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
Примечание: при назначении экспертизы необходимо указывать, какие конкретно психологические качества интересуют следствие или суд.

symbol в отношении преступной группировки:
1. Учитывая индивидуально — психологические особенности перечисленных лиц (указать конкретно), а также обстоятельства совершенного ими деяния (конкретизировать), кто из них мог быть лидером преступной группировки?

symbol определение наличия состояния физиологического аффекта и иных эмоциональных состояний:
1. Находился ли подэкспертный в момент совершения противоправных действий в состоянии физиологического аффекта?
2. Находился ли подэкспертный в момент совершения инкриминируемого ему деяния в эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на характер его поведения в исследуемой ситуации?
3. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?

symbol об авариях на транспорте и на производстве:
1. Находился ли подэкспертный в момент совершения инкриминируемого ему деяния в психологическом состоянии, которое могло оказать существенное влияние на качество выполнения им профессиональных функций?
2. Был ли подэкспертный способен, учитывая его индивидуально-психологические особенности и психологическое состояние, правильно оценить ситуацию (или ее элементы), принять правильное решение и реализовать его?

symbol посмертная психологическая экспертиза:
1. В каком психологическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествующий самоубийству (смерти)?
2. Существует ли причинно – следственная связь между действиями обвиняемого (указать, какими именно) и психическим состоянием потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

symbol психологическая экспертиза фонограмм и видеозаписей:
1. Имеются ли в тексте допроса (иного следственного действия), зафиксированного на аудио (видео) записи от (дата) признаки психологического воздействия на (ФИО) со стороны допрашивающего либо третьих лиц?
2. В каком психологическом состоянии находился (ФИО) во время производства (указанного следственного действия)?
3. Имеются ли у (ФИО) склонности к повышенному фантазированию и повышенной внушаемости?

Примечание: вопросы 1 и 2 могут решаться без предоставления фигуранта, только по видеозаписи. Для ответа на вопрос 3 необходимо проведение экспериментально-психологического исследования личности фигуранта.