Вопросы, которые решаются в рамках психологической экспертизы по гражданским делам

symbol по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка, порядка участия родителей в его воспитании, лишении (восстановлении) родительских прав:
1. Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка (детей) и его (их) родителей, систему их эмоциональных отношений, а также конкретную ситуацию, могут ли индивидуально-психологические особенности отца, (ФИО), или матери, (ФИО), оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического развития ребенка (детей)?
2. Учитывая сложившиеся эмоциональные взаимосвязи матери (отца) и ребенка (детей), условия ее (его) проживания, интересы ребенка, возможно ли увеличение сроков общения ребенка с отдельно проживающим родителем в соответствии с предъявляемыми ею (им) требованиями?
3. Каково действительное отношение ребенка (детей) к матери, отцу?
4. Имелось ли психологическое воздействие на ребенка со стороны кого-либо из родителей, способствующее формированию у ребенка негативного образа отдельно проживающего родителя?
5. Каковы степень и характер воздействия сложившейся семейной ситуации на психофизическое состояние ребенка?
6. Сформирована ли у ребенка (ФИО) способность к принятию самостоятельных решений относительно сложившейся семейной ситуации?

symbol о моральном вреде:
1. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний подэкспертным событий, ставших содержанием дела? И, если имеются, то какие?
2. Имеются ли у подэкспертного признаки неблагоприятных психологических изменений (страдания, субъективные переживания) в связи с действиями\ бездействием причинителя вреда, если имеются, то в чем они выражаются?
3. Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика (с исследуемыми событиями)?

symbol о сделках, совершенных лицами с пороками воли:
1. Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком психологическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение свих действий или руководить ими?
2. Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а так же индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
3. Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
4. Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно выражать свои подлинные желания и намерения?
5. Свойственна ли подэкспертному повышенная внушаемость?


Перед назначением экспертизы, в частности, при необходимости постановки дополнительных вопросов следует проконсультироваться с экспертом.

 

Примечание: вопросы, решаемые в рамках комплексной психолого-лингвистической экспертизы (исследования) см. в разделе психолого–лингвистическая экспертиза.