Вопросы, которые решаются в рамках психологической экспертизы по гражданским делам

symbol по фактам бракоразводных дел для определения постоянного места проживания ребенка и порядка участия родителей в его воспитании:
1. Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка (детей) и его (их) родителей, систему их эмоциональных отношений, взаимоотношения между ними, а также конкретную ситуацию, могут ли индивидуально – психологические особенности отца, (…) или матери (…) оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического развития ребенка?
2. Учитывая сложившиеся эмоциональные взаимосвязи матери (отца) и ребенка, условия ее (его) проживания, интересы ребенка, возможно ли увеличение сроков общения ребенка с матерью (отцом) в соответствии с предъявляемыми ею (им) требованиями.
3. Каково действительное отношение ребенка к матери, отцу?
4. Имелось ли психологическое воздействие на ребенка со стороны кого-либо из родителей?
5. Степень и характер воздействия данной ситуации на психофизическое состояние ребенка, и его способность к принятию самостоятельного решения?
6. Учитывая индивидуально-психологические особенности ребенка и его родителей, имеется ли психологически обоснованная необходимость исключения общения отдельно проживающего родителя с ребенком?

symbol при отмене опеки, установлении усыновления (удочерения):
1. Каковы индивидуально-психологические, в том числе интеллектуальные особенности подэкспертного?
2. Каково действительное отношение подэкспертного к воспитывающим его родителям, каково восприятие ребенком данных родителей?
3. Каково отношение ребенка к другим детям, воспитывающимся в данной семье, какова их психологическая привязанность?
4. Какова психологическая оценка ситуации жизни ребенка в данной семье?
5. Какова психологическая оценка жизни ребенка в “альтернативной” семье?
6. Как отразится на психологическом состоянии ребенка передача его из одной семьи в другую?

symbol о моральном вреде:
1. Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли бы оказать влияние на интенсивность и глубину субъективных переживаний подэкспертным событий, ставших содержанием дела? И, если имеются, то какие?
2. Имеются ли у подэкспертного признаки неблагоприятных психологических изменений (страдания, субъективные переживания) в связи с действиями\ бездействием причинителя вреда, если имеются, то в чем они выражаются?
3. Если таковые изменения обнаружены, состоят ли они в причинной связи с действиями ответчика (с исследуемыми событиями)?

symbol о сделках, совершенных лицами с пороками воли:
1. Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком психологическом (эмоциональном) состоянии, когда он не мог понимать значение свих действий или руководить ими?
2. Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а так же индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
3. Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
4. Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно выражать свои подлинные желания и намерения?
5. Свойственна ли подэкспертному повышенная внушаемость?


Перед назначением экспертизы, в частности, при необходимости постановки дополнительных вопросов следует проконсультироваться с экспертом.

 

Примечание: вопросы, решаемые в рамках комплексной психолого-лингвистической экспертизы (исследования) см. в разделе психолого–лингвистическая экспертиза.